Сб. Сен 7th, 2024

Выделение федеральных средств на рекультивацию горящей свалки в Красном Яре и Винновку под угрозой срыва

Очередное возгорание на свалке ТКО в Красном Яре, случившееся в минувшую субботу, до сих пор не потушено. Свалка тлеет пятый день, распространяя по округе жуткий едкий дым и отравляя жителей близлежащего Красного Яра. Между тем, неоднократные многолетние обещания бывшей командой Морозова рекультивировать этот нелегальный полигон за счет федеральных миллиардов, вновь могут оказаться на грани срыва и отказа федералов финансировать работы из-за полной профнепригодности региональных чиновников. В том числе и в отношении мазутных розливов в Винновской роще – еще одного ульяновского объекта, включенного ранее в проект «Чистая вода» нацпроекта «Экология».

Сегодня красноярскую тлеющую свалку в Чердаклинском районе вновь продолжают тушить. Эксперты, знакомые с ситуацией, не удивляются тому, что это был поджог, который вполне мог быть спланированной акцией. Чтобы лишний раз напомнить: свалка горит, средства массовых информаций пишут, люди задыхаются,  федералы обязаны выделить денег. Заметим: открытое возгорание было зафиксировано в минувшую субботу в 7 утра. Сейчас ситуация такова, что небольшой ветер, и огромный могильник мусора может разгореться с еще большей силой, повторив июль 2015 года, когда свалку ТКО, на которой годами зарабатывало семейство бывшего депутата-единоросса Безрукова, не могли потушить больше месяца.

Регион на протяжении как минимум пяти последних лет пытался получить федеральное финансирование на три объекта Ульяновска путем включения в нацпроект «Экология»: ликвидацию свалки ТКО в Красном Яре, нефтезагрязнение на ООПТ «Винновская роща» и мазутохранилища на Нижней террасе, ранее принадлежавших «Машиностроительному заводу». Если вспомнить те многочисленные обещания, сделанные в свое время от экс-министра природы Федорова до Рахматуллиной и бывшего губернатора Морозова, можно написать целый роман. Аукцион только на разработку ПСД по рекультивации свалки объявляли дважды: первый раз в 2019 году на 23 млн. рублей, второй – в 2020-ом на порядка 10 млн. рублей, в результате которого фирмой-победителем оказалось московское ЗАО «Спецгеология». В том числе победившая и в торгах на разработку ПСД для «Винновской рощи» на сумму чуть более 3 млн. рублей. ПСД готово, а вот что касается ее экспертиз, то оно с февраля месяца вновь заметно затянулось.

В прошлом году, напомним, из-за отсутствия грамотно подготовленного комплекта документов Ульяновская область оказалось одной из немногих 85-ти российских регионов, которые «пролетели» с получением федеральных средств. «Пролетели» по всем фронтам и экологическим программам, включая обещанную с 2017-го года рекультивацию пруда Красотка в Мулловке, документацию по которой чиновники Федерального агентство водных ресурсов просто зарубили, указав на коррупционную составляющую в ПСД. Когда из порядка 80% средств из запрошенной на очистку пруда суммы в 239 млн. рублей должны были пойти на вывоз и захоронение иловых отложений на полигон «Благо», директором в котором в свое время значился младший сын Морозова. И лишь 20% — на саму очистку пруда. В Агентстве водных ресурсов от такой наглости, мягко говоря, сделали огромные глаза. Проще говоря, ох..ли.

По заявлению министра природы и цикличной экономике г-жи Рахматуллиной, проектно-сметные документации готовы, в этом году ситуация под контролем.

— В настоящее время в отношении ПСД по рекультивации свалки в Красном Яре и Винновской роще проходят экспертизы. Оба объекта вошли в нацпроект «Экология», — заверяет г-жа Рахматуллина. Время для подачи заявок на получение федерального финансирования еще есть — 15 сентября.

Про рекультивацию пруда Красотки спросить не успели, Рахматуллина кинула трубку после нашего весьма неудобного вопроса, касающегося недавнего приезда комиссии Росприроднадзора из Москвы. Но, по всей видимости, федеральных средств ни на рекультивацию объектов в областном центре, ни на обещанную очистку пруда мулловцам в 2022 году вновь ждать не стоит. По Красотке, к примеру, до сих пор не исполнены три предъявленных федералами требования: ликвидация незаконно установленных труб в пруд Фабричный, установка «Гиппократом» очистных сооружений и снижение в смете расходов на вывоз иловых отложений. Миссия для чиновников регионального Минприроды не выполнима. 

Несмотря на заявление министра природы г-жи Рахматуллиной, не все так гладко и с перспективами федерального финансирования тлеющей красноярской свалки и ООПТ «Винновской рощи». Московская комиссия Росприроднадзора побывала и там. Правда, по заявлению Рахматуллиной, последние выезжали туда лишь убедиться в том, что свалка есть, и ее масштабы соответствуют объемам, указанным в разработанной ПСД.

По словам источника Ulnovosti.ru, интересовались проверяющие в том числе и собственником свалки. Услышав о том, что полигон ТКО это частная собственность, проверяющие изменились в лице, заявив, что в таком случае намерены голосовать на комиссии против выделения федерального финансирования на ее рекультивацию. Удивились и по поводу Винновской рощи, виновник загрязнения мазутом которой известен, но исследований и обоснований, что РЖД не причем, у Рахматуллиной не оказалось.      

Полигон ТКО в Красном Яре до сих пор числится за ликвидированным ООО «Полигон», которое в свое время должны были привлечь к субсидиарной ответственности, заставив ее рекультивацию за собственный счет. Но все мы понимаем, что не привлекать семейство депутата-единоросса Безрукова  — это договоренности с первыми бывшими лицами региона, потому как спускать из года в год на тормозах постоянно горящий и нелегально работающий полигон, да еще рядом с Волгой и вблизи Ульяновска – больше похоже на сговор. Сговор в надежде на распил миллиардов федеральных средств, которые можно получить на рекультивацию. А попилить можно и без Безрукова, он свое на этой свалке уже неплохо заработал.

Заметим, что ООО «Полигон» ликвидировался отнюдь не банкротным путем. У данной компании есть правоприемник в лице ООО «Гран-При», которое по закону не освобождается от обязательств, наложенных на его правопредшественника. В такой ситуации не только федеральной комиссии Росприроднадзора, но и обычным обывателям не понятно, на каком основании региональные чиновники вознамерились получить федеральные средства, отказавшись от привлечения виновника экологического ущерба ликвидировать за свой счет. Равно как заставить оплатить задолженность по исполнительным листам на сумму в более 10 млн. рублей в качестве оплаты за негативное воздействие на окружающую среду за прошлые годы. К чему такая щедрость, что владельцам ООО «Полигон» все это сошло с рук? Нет и обещанного пять лет назад возбужденного уголовного дела.  

У федералов есть полное право исключить из нацпроекта «Экология» уже как минимум два объекта. Чиновникам регионального минприроды во главе с Рахматуллиной прекрасно известно, что одним из условий федерального центра включения объектов в нацпроект «Экология» является тот факт, что под статус накопленного экологического ущерба может попасть только государственная свалка, либо когда нет установленного лица, либо было госпредприятие, которое на сегодняшний день не существует. У красноярского полигона есть собственник, равно как и по вопросу Винновской рощи не доказана не причастность РЖД к загрязнению. И это проверяющие еще не копнули в вопрос собственников территории бывшего «Ульяновского машиностроительного завода», земли которого уже частично розданы в собственность предпринимателей. Так что г-жа Рахматуллина в очередной раз, мягко говоря, лукавит, вводя и врио губернатора Русских в заблуждение, заявляя о 100-процентном попадании региональных проектов в нацпроект «Экология».  

Впрочем, на фоне этой неопределенности интересанты регионального минприроды сосредоточились на подковерной войне внутри ведомства в лоббировании своих подрядных фирм на возможные 1,5 миллиарда. Вместо решения экологических проблем, чинуши делят шкуру не убитого медведя.   

фото: ulpressa.ru

Комментарии:

  1. А что, депутаты ЗСО от КПРФ не владеют данной информацией, почему этот вопрос не поднят в ЗСО?

    1. Нет там проблемы. Просто поняли что 1.5 ярда идут в область вот и пошла возня.

  2. Одно не понятно неужели два …..дельных мужика при сдернутых погонах так бояться Рахматулиной. Где офицерская гордость, где мужской стержень???

Обсуждение закрыто.