Чт. Сен 12th, 2024

Бизнес-секреты экономических чудес ульяновской ПОЭЗ

Деятельность ульяновской ПОЭЗ с момента ее основания вызывала многочисленные вопросы как у Счетной палаты РФ, силовиков, так и у рядовых ульяновцев, не замечающих инвестиционных чудес в экономическом раю, созданном губернатором Морозовым. Спустя 7 лет с начала ее строительства, вопросы так и не исчезли

ПОЭЗ «Ульяновск» была создана на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1163 от 30.12.2009 «О создании на территории Ульяновской области портовой особой экономической зоны. На ее создание было потрачено более 3 млрд рублей из федерального и регионального бюджета, а что касается результатов – то они весьма сомнительны: из заявленных в 2012 году резидентов ПОЭЗ, получивших официальный статус, реализованным оказался единственный проект – складской комплекс ООО «ААА Рус» Мухарбека Аушева. Все остальные проекты лопнули как «мыльные пузыри», оставшись лишь в пиар-заявлениях Морозова.

К ульяновской ПОЭЗ первые вопросы появились уже спустя два года. Причем, практически сразу после того, как 29 октября 2015 года губернатор Морозов доложил Президенту России о том, что «…особая экономическая зона готова». Впрочем, правда вскрылась очень скоро: о реальной ситуации в ульяновской ПОЭЗ Президенту Владимиру Путину доложили активисты ОНФ, которые фактически обвинили руководство ПОЭЗ в бездействии, затягивании сроков и «прокручивании денег».

Так, замруководителя проекта «За честные закупки» Анастасия Муталенко назвала руководство ульяновской ПОЭЗ «смелыми ребятами», «потому что сравнивают себя с особыми экономическими территориями в Татарстане, в Калуге», хотя «на самом деле они и рядом там не стояли». Госпожа Муталенко заметила, что из пяти резидентов стройку ведут только два: «Но как они ведут? Один предприниматель не нашел подключений на площадке и обратился к действующему аэропорту, который находится за территорией ОЭЗ. А другой попросил электроэнергию у управляющей компании, и ему дали два киловатта. Это, видимо, чтобы, может быть, чайник поставить». По ее словам, обещанный в 2013 году таможенный пункт до сих пор отсутствует, хотя «резидентам он очень нужен», «поэтому они согласились строить его в этом году за свой счет». При этом, заявляет она, из выделенных семи миллиардов рублей «шесть продолжают лежать на счетах, прокручиваться», «и причем ни один объект инфраструктуры — ни канализация, ни водоснабжение, ни электросеть — на сегодня не введен в эксплуатацию».  

Уже в 2016 году свои сомнения в эффективности ульяновской ПОЭЗ озвучили аудиторы Счетной палаты РФ. Последняя, к примеру, выявила случаи, когда на выделенные из федерального бюджета деньги объекты строились на «прилегающих территориях». В их числе — реконструкция автомобильной дороги «Ульяновск–Димитровград-Самара», стоимость которой превысила 650 млн рублей, и что данная дорога, находящаяся в 17 км от въезда в ПОЭЗ не имеет ничего общего с расходованием федеральных средств… Кроме того, аудиторы Счетной палаты признали деятельность ульяновской ПОЭЗ не эффективной в отличие от ОЭЗ в Татарстане («Алабуга»), Липецкой, Самарской областях и в городе Санкт-Петербурге. В данных ОЭЗ объем осуществленных резидентами инвестиций превысил объем вложенных средств федерального бюджета.

Практически никак не изменилась ситуация и спустя четыре года после той аудиторской проверки. По данным Счетной палаты РФ за 2019 год, на один рубль бюджетных инвестиций все резиденты ульяновской ПОЭЗ реализовали продукции всего на 50 копеек. Для сравнения: в той же ОЭЗ «Алабуга» этот показатель в 7 раз выше, в «Липецке» — в 4 раза. Аналогичная ситуация и с привлечением частных инвестиций.

Заявления губернатора Морозова о появление здесь очередного кластера или производства, стоимостью в сотни миллионов и миллиарды долларов появлялись в федеральных и региональных СМИ с завидной регулярностью. На этом самом пиаре губернатора Морозова и держится миф об экономических чудесах в Ульяновской области. На деле – один большой «мыльный пузырь», который может лопнуть как только в регионе сменится губернатор, либо будет проведена полноценная аудиторская проверка.

Все это время региональные власти просто осваивали выделяемые из федерального и регионального бюджетов миллиардные вливания в ПОЭЗ. На том, собственно говоря, и зарабатывали близкие к губернатору Морозову бизнесмены, строя те самые дороги, прокладывая инженерные сети, возводя логистические склады… А если вспомнить строительство того самого таможенного пункта, о котором в 2015 году говорила Путину активист ОНФ Анастасия Муталенко, то основную часть его объектов возвели лишь в 2018 году, а его работа вполне может вызвать немалые вопросы силовиков как к руководству Ульяновской области, так и к руководству самой ПОЭЗ.

Речь идет о том, что на территории ПОЭЗ в течение нескольких лет (с 2016 года) частью резидентов вполне может нарушаться Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее – «ТК ЕАЭС») и Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 N 116-ФЗ. Согласно им, почти все товары, используемые в процессе осуществления деятельности резидентами ПОЭЗ, в обязательном порядке должны помещаться под таможенную процедуру свободная таможенная зона. Ввоз и вывоз на территорию ПОЭЗ и вывоз с территории должен осуществляться только с разрешения таможенного органа.

Территория особой экономической зоны является зоной таможенного контроля, а соответственно, должна быть обустроена с соблюдением всех требований ФТС России. Причем, обязанность по организации данного таможенного пункта лежит на управляющей компании ПОЭЗ. Однако, по имеющейся информации, АО «ПОЭЗ «Ульяновск» до сих пор окончательно не ввела в эксплуатацию таможенную инфраструктуру на территории ПОЭЗ. А зона таможенного контроля действует на территории индустриального парка «Платформа» и на территории складского комплекса ООО «Т1». Заметим, что на территории последнего она обустроена не за счёт средств управляющей компании, а за счёт средств самого резидента, то есть вопреки обязательствам по Соглашению об осуществлении деятельности.

Между тем, вне зоны таможенного контроля вполне могут на сегодняшний день находиться, а соответственно, и ввозиться товары на территорию ПОЭЗ минуя таможенное декларирование такие предприятия, как АО «Промтех-Ульяновск» и целый ряд других строящихся здесь производств. Вероятно, что все эти резиденты ПОЭЗ также не собираются использовать официальную таможенную процедуру, брешь в которой явно организовало Правительство Ульяновской области и сама УК «ПОЭЗ-Ульяновск». Сначала делало это путем оттягивания сроков начала строительства таможенного пункта, потом затягиванием сроков его возведения и ввода в эксплуатацию. Не исключено, что делало это преднамеренно и в сговоре с самими резидентами. Возможно, за определенный откат. По крайней мере, к прозрачности ситуции при таможенном досмотре и декларировании ввозимой и вывозимой продукции возникают большие вопросы.

В конце августа губернатор Морозов cо Смекалиным демонстрировали ПОЭЗ полномочному представителю Президента РФ в ПФО Игорю Комарову. Ссылаясь на создание комфортного делового климата, пожаловались Полпреду на ликвидированную Минэкономразвитием России программу по субсидированию затрат на строительство производственных корпусов индустриальных парков. Заявили, что планировали войти во вторую очередь программы Минфина РФ по реструктуризации бюджетных кредитов, в рамках которых происходит списание затрат регионов на их оплату, если эти средства направляются на развитие инфраструктуры. Попросили Полпреда Комарова поспособствовать на федеральном уровне.

За всем этим плачем Ярославны на самом деле может вырисовываться схема «конвертации» федеральных бюджетных средств Правительством Ульяновской области через строительство зданий индустриальных парков в ПОЭЗ и попытка развести федералов на деньги. И это четко просекли чиновники Минэкономразвития РФ. Когда заявляется строительство инфраструктуры, а в реальности строится здание, сдаваемое в аренду, деньги от которой потекут не в федеральный бюджет, а на счет региональной управляющей компании ПОЭЗ. Тем самым будут нарушаться соглашения о финансировании ПОЭЗ, предусматривающие четкое разделение источников финансирования между федеральным и региональным бюджетами.

Таким «разводиловом» на бабки федералов ульяновские чиновники-коммерсанты убивают сразу двух «зайцев». Во-первых, при строительстве производственных зданий используются федеральные средства вместо региональных. Ну, и во-вторых, близким к Морозову коммерсантам, как к примеру, Дмитрий Рябов, представляются безграничные возможности «пилить» на этом строительстве бюджетные деньги.  Если вспомнить, то практически все основные объекты в ульяновской ПОЭЗ построены бизнес-структурами, близкими именно этому бизнесмену. А сколько взамен финансовых вливаний в «Единую Россию». И никакой коррупции? 

Комментарии:

    1. Это бред сивой кобылы, а не публиувция. А комуняуам лишь бы что нибудь брякнуть в сторону СИМА, для хайпаВот и все КПД. Таможня там работает уже 4 года, я сам там лично был.

  1. Интересно, и что же вам там преданным морозовским журналистам четыре года назад показывали? Тогда там еще таможню даже не начинали строить)))

  2. Эта заметка уже на столе у прокурора области. По указанным фак-там будет проведена проверка.

  3. Еще и в Димитровграде построили в смысле освоили……

  4. Прокурор себя проверит? Смешно,

Обсуждение закрыто.