Пн. Сен 16th, 2024

Шпаргалка для УФАС, или Как Минстрой Ульяновской области антимонопольное законодательство соблюдает

Система государственных закупок – кладезь информации для силовиков в борьбе с коррупцией. В Ульяновской области система госзакупок и круг постоянных, приближенных команде Морозова победителей аукционов складывались годами, не давая развиваться малому и среднему бизнесу. Собственно говоря, тех, ради развития которых и были приняты закон о госзакупках и антимонопольное законодательство. Ulnovosti.ru проанализировали госзакупки одной из самых коррупционных сфер – строительства. Но для начала раскроем секрет самого богатого министра правительства Ульяновской области г-на Алексича. 

Хотите, бесплатно подарим наикрутейшую бизнес-идею, которая реально может озолотить? Ловите.

Представляете — выезжаете вы на шашлык/рыбалку/грибы в симпатичное (лес/ река/озеро) место не очень далеко от города. И так оно вам западает в душу, что, мечтательно потягиваясь, вы говорите — эх, построить бы здесь дом. Потом вы понимаете, что это клевое место может понравится и другим горожанам, которые мечтают построить здесь целый поселок. О, вот оно и начало бизнеса. С этой великолепной идеей вы спешите в администрацию поселения, где абсолютно честный, вообще ни разу не коррумпированный глава сообщает, что свободных участков под ИЖС нет, а то приглянувшееся место — это земли сельхозназначения в собственности райцентра или области и строить там ничего нельзя. Но вы же не отчаиваетесь и идете в район, где ни разу не коррумпированный руководитель района, заливаясь слезами счастья, что удалось хоть кому-то пристроить землю, заключает с вами договор аренды этих 10/20/50/100 гектар. Стоит аренда сущие копейки, без шуток. Но не забывайте, строить по-прежнему нельзя. Нужно переводить категорию земли в ИЖС. Вы снова возвращаетесь в поселение, где снова встречаете главу, заливающегося слезами счастья, но уже не одного, а с толпой поселковых депутатов, тоже рыдающих от счастья. Как хорошо, что вы пришли, мы всю жизнь хотели избавиться от этого сельхозстатуса. Хотим, говорят, чтоб здесь построился поселок для городских на 100/200/500 и тд домов, чтоб они все здесь раскурочили, лес спилили, пруд зас…и, дороги разбили самосвалами и кранами, воду из скважины вылакали, газ из тонкой трубы выкачали. Счастье какое наступит. И немедленно побежали созывать публичные слушания. Местные жители дружно голосуют за. Следом депутаты голосуют за. Следом районные депутаты тоже не против, потом снова районный глава, управление сельского хозяйства, согласование с армадой органов.

Ну, вы теперь понимаете, что дело это практически нереальное и бесполезное. Для простых смертных. Для непростых открывается золотое Эльдорадо. Все эти непреодолимые препоны крайне удачно преодолеваются сами собой, а затем — чистые бабки. Перейдем к математике. Каждый гектар это 100 соток. Пусть в результате межевания 10 процентов уйдет на дороги. Остается 90 соток. Средняя цена продажи 1 сотки — 20 тысяч рублей. Итого с гектара 1 миллион 800 тысяч выручки. 

Стоимость покупки или аренды этого же гектара сельхозземли настолько смехотворна, что ею смело можно пренебречь. Спрос же на землю под дачи и загородные дома бьет все рекорды. Представляете, какие водопады денег проливаются на мелких и крупных чиновников.

Например, в элитной Подкуровке бывший милицейский тыловик Юртанов вовремя подсуетился, нарезав себе из бесплатной сельхозземли около 100 дачных участков и теперь увлеченно продает их по 200 — 250 тысяч каждый. Неплохую прибавку к милицейской пенсии посчитайте сами. И совершенно никого не смутило, что провернул он этот гешефт, будучи председателем поселкового совета депутатов. Это же не использование служебного положения в корыстных целях, правда?

Аналогичным образом на сельхозземлях разбогател друг министра Чепухина Иванов, сам в прошлом чиновник регионального минсельхоза. Распродающий бывшие сельхозземли от Киндяковки до Криуш под ИЖС и зарабатывающий неплохую прибыль. При этом суд все обязанности по обеспечению всех новоиспеченных жителей ивановской земли инфраструктурой: газом, водой, дорогами, детсадами, школами суд возложил на новоульяновские власти. 

Или, к примеру, семейная пара Алексич-Кротова, оккупировавшая региональный Минстрой и Ульяновскоблстройзаказчик. За прошлый год министр Алексич оказался самым богатым в облправительстве, задеклариров ав 11,6 млн. рублей дохода. Скромный и кристально честный министр оказался владельцем 265 земельных участков. Да каких — у прекрасного Белого озера, что в Майнском районе.

Схема та же, ничего нового: сельхозугодья, перевод статуса, нарезка на участки, продажа. Кстати, торгует жена министра, сотрудница Ульяновскоблстройзаказчика Элла Кротова не отходя от рабочего места. Ее телефон значится в объявлении на Авито, от ее имени по доверенности от Алексича заключаются договоры купли-продажи участков. Мы тут сели, посчитали и ужаснулись. Семья чинуш, торганув бывшей колхозной, т.е. народной землей, разбогатеет на 120 миллионов рублей.

Впрочем, это, вряд ли единственный заработок четы Алексич-Кротова. По чисто случайному совпадению Облстройзаказчик с Минстроем – структуры, через которые крутятся миллиарды. Причем, самые жирные конкурсы в десятки, сотни миллионов рублей каким-то таким же чудным образом уходят одним и тем же лицам. И через конкурсы, а не аукционы, где конкуренция налицо, зато суммы лотов минимальные.

На самом деле никаких чудес: ловкость рук и никакого мошенничества. Правильно прописанная техдокументация к конкурсным процедурам ограничит участие в нем любого строителя. Победить тебе в любом случае не дадут. Только если упасть в цене конкурса в два раза от изначальной, но при таком раскладе исполнить контракт чисто физически не возможно, останешься в убытках. Вот почему подобные конкурсы от «Ульяновскоблстройзаказчика» проходят в большинстве своем с единственным участником. Остальным участникам строительного рынка – крохи с барского стола: аукционы на минимальные суммы, борьба на которых за понижение цен сравни кровопролитию не на жизнь, а на смерть. И весь этот груз, коррупционные риски строительной сферы героически взяла на себя трудовая династия: муж – министр минстроя Константин Алексич, жена —  начальник управления контрактной службы подведомственного «Ульяновскоблстройзаказчика» Элла Кротова, бок о бок с которой специалистом в контрактном отделе трудится и ее отец.

ЧУЖИЕ НА КОНКУРСЫ НЕ ХОДЯТ

Ulnovosti.ru проанализировали аукционы и конкурсы, размещенные «Ульяновскоблстройзаказчиком» на сайте госзакупок за последние полгода. Удивительным образом, победителями самых «жирных» из них оказались четыре ульяновские компании: «Ульяновскцентргазстрой», казанское АО «ТСНРУ»,  ООО «Тандем». Общая сумма разыгранных «Облстройзаказчиком» конкурсов – примерно 3 млрд. 224 млн 628 тыс. рублей, из которых почти 2,5 млрд. рублей были разыграны с одним участником и соответствующим падением цены – ноль рублей. А это значит, что ни о какой экономии бюджету, никакой конкуренции речи быть не может.

Таким образом с нулевым падением ушло строительство Детского инфекционного корпуса на 100 коек в Ульяновске (самый крупный конкурс на сумму в более 1,2 млрд. рублей, победителем которого оказалось казанское АО «ТСНРУ», ремонтирующее Ленинский мемориал ), строительство школы в Димитровграде (стоимостью в более 833 млн. рублей, победитель – «Ульяновскцентргазстрой» Артема Федорова).

Еще чуть более 500 млн. рублей через конкурсы «ушли» его победителям с чисто номинальным падением от 30 до 50 тыс. рублей, а в 80% из них оказался победителем ООО «Тандем», близкое известному строителю Фахрутдинову. Это проектирование и ремонт Новомалыклинской больницы (100 млн. рублей), ремонт ЦК МСЧ им. Егорова (более 20 млн. руб.), проектирование и капремонт перинатального центра в Новом городе (87 млн. рублей), капремонт детской горбольницы на ул. Льва Толстого (80 млн. рублей)… Итого на общую сумму – почти 390 млн. рублей.  Причем, удивительным образом все конкурсы с победителем ООО «Тандем» — сплошь от регионального Минздрава.

Личность строителя Фахрутдинова – довольно известная, замешанная в скандальном уголовном деле с бывшим депутатом ЗСО Алсу Балакишиевой, которая, собственно говоря, и загремела под уголовку при получении взятки от ООО «Аякс» — прежней фирмы строителя Фахрутдинова. Если помните, непосредственно для компании ООО «Аякс» Балакишиева назначила ценник в размере 5% от цены каждого подряда. Учредителей компании договоренности устроили и коррупционный дуэт с июня 2015 по май 2016 года обогатился на десятки миллионов рублей. Сама Балакишиева получила взяток на общую сумму более 4,6 млн. руб. В суде это, правда, было озвучено, как не для Балакишиевой, а для «Единой России», аналогичным образом «спонсорами» которой оказались многие фирмы-победители аукционов. ООО «Аякс» тогда, кстати, за дачу взятки тоже было привлечено к уголовной ответственности и самоликвидировалось. Однако бизнес, поставленный его владельцем на ноги продолжает процветать, только уже в лице ООО «Тандем», владельцем и учредителем которого значится его супруга Виктория Фахрутдинова. Самого Артура, кстати, нередко видят как в Облстройзаказчике, так и в минздраве. Совпадения? Или вновь откаты?

АУКЦИОННЫЙ РАЗДРАЙ

С конкуренцией на аукционах у Ульяновскоблстройзаказчика, подведомственного минстрою, ситуация выглядит куда лучше. Правда, и ценники здесь – не сравни «жирным» конкурсам»: от 6 до 55 млн. рублей. Победу на аукционах стараются урвать все остальные игроки ульяновского строительного рынка. В результате – по отдельным аукционам падение от 1,5-3, а где-то даже на 12 млн. рублей. Как, к примеру, по благоустройству центральной части г. Барыш, в результате которого и муниципалитету, и области из 59 миллионов удалось сэкономить для бюджета 12 млн. рублей. Или в том же Димитровграде, где из 6 млн.рублей, выделенных на ремонт пищеблоков в школьных учреждениях, экономия в результате аукциона составила 1, 3 млн. рублей. На 4 млн. рублей от начальной цены аукциона в 11 млн. рублей упал победитель, с которым заключен договор на ремонт помещений травматолого-ортопедического отделения детской областной больницы им. Горячева. 

Из 466 миллионов рублей, выставленным с января 2021 года на аукционы, причем, в 90% случаях муниципалитетами, удалось сэкономить почти 66 миллионов, то есть более 12% от начальной максимальной цены. Из почти 3, 5 млрд. рублей, прошедших через конкурсы, объявленных Ульяновскоблстройзаказчиком – экономия для бюджета составила 2 млн. 950 тысяч. Тут не надо быть следователем или экономистом, чтобы заметить очевидное. Тем более, что начальная максимальная цена на аукционах и конкурсах рассчитывается различными сметными способами с различными коэффициентами. Из анализа документации можно прийти к выводу, что конкурсы раза в три-четыре рентабельнее аукционов. Выставь на аукционы, а не конкурсы, объекты, стоимостью в 3,5 млрд. рублей, — экономия бюджету при среднестатистическом падении в 12-20% могла бы вылиться в примерно 400 миллионов, а то и больше. Но, видимо, отдельным лицам, контролирующим весь этот процесс, аукционы, равно как и настоящая конкуренция не выгодны. Либо, возможно, выгодны для личного кармана. Модератор аукционов — минстрой во главе с самым богатым министром облправительства Константином Алексичем и семейная династия.

Со своей стороны редакция Ulnovosti.ru обращается в УФАС по Ульяновской области и прокуратуру дать оценку действиям регионального Минстроя и Ульяновскоблстройзаказчика. Для наглядности выставляем полный перечень проведенных конкурсов и аукционов в 2021 году.

Комментарии:

  1. Может новый прокурор обратит внимание на сложившуюся ситуацию. ? Или нет. Думаю нет.

    1. Согласен, а может в заключении каждой статьи с журналистким расследованием дописывать, «считаем что данная статья является официальным обращением в органы прокуратуры», или это не обязательно, надежда умирает последней, столько раз нас обманывали, но надеемся, новый обл. прокуратур обратит внимание на статьи Улновостей.

  2. Нормальная здоровая конкуренция по ульяновски..Праздник продолжается 17-й год!!

  3. Теребунову — усиленную охрану. Вооружённую автоматическим оружием.

  4. Уже не удивительно, не грустно, просто гадко. Регион обнулен Морозовыми, Алексичами и тп. И новый прокурор ничего не будет делать, как и новый губернатор. Такого низкого авторитета власти не было даже в 90-е.

  5. Вокруг Садовки все колхозные земли Харлов скупил и перевел под ижс

  6. Где ваша дочь Сергей Иваныч?
    Как у неё идут дела?
    Как жаль, пусты ее карманы,
    Жизнь на чужбине тяжела.
    Что не живётся ей при папе?
    У нас для молодёжи рай!
    Монеток накидают в шляпе,
    Для сирот, что ни дом, сарай.

    1. Сергей Иванович теперь крыса федерального уровня

  7. К нашей, Ульяновской прокуратуре взывать точно бесполезно. Алексич не первый год тут орудует. И до сих пор не посадили и даже не помешали это делать, значит … значит по хрену прокуратуре нашей и/или там всё схвачено. Пишите в Генеральную.

    1. Ага, я побежал пИсать Генпрокурору.

  8. Ладно Фёдоров, вроде как строитель, вроде и с переменным успехом и качеством дома строит, а фахрутдинов кто это? Что то построил, чтоб на такие суммы конкурсы выигрывать?

  9. Удивительно что вообще кто-то участвует в этих торгах, при таких бешеных ценах на стройматериалы.

  10. На Лаишевку новому губернатору,новому прокурору обязательно нужно обратить внимание,все земли сельхозназначения,все вокруг села разворовано,даже озеро

    1. Ни на что они внимания не обратят. Как и их предшественники пришли наворовать.

  11. А как сын Шканова оказался зам.министра строительства???

Обсуждение закрыто.