Морозов недоплачивает за «электрички». Проезд в пригородных поездах для ульяновцев подорожает в три раза
Проблема железнодорожников вылилась в стены региональной Общественной палаты. На нее пригласили и представителей Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД». Вместе общественники и железнодорожники попытались ответить на вопрос: как сделать пригородные перевозки выгодными в первую очередь для пассажиров? Наш портал заинтересовался тем, какие пути решения проблемы нерентабельности пригородных железнодорожных перевозок были предложены на очередном заседании региональной ОПы. Тем паче, проблема эта усугубляется в Ульяновской области с каждым годом…
Вопросы перед железнодорожниками руководитель профильной комиссии Вячеслав Ярош поставил простые и конкретные. Кто и как определяет, сколько нам платить за билеты на поезда? Сколько жителей области в этом году воспользовалось услугами «чугунки» в этом году и ждать ли стальным магистралям региона увеличения (либо уменьшения пассажиропотока в 2014-м? А также насколько безопасно могут чувствовать себя ульяновцы на вокзалах и в вагонах «электричек» и поездов дальнего следования?
Держать ответ первым взялся генеральный директор ОАО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания» Игорь Поляев. Именно это дочернее структурное подразделение РЖД возит земляков на дачи и не только на внутриобластных маршрутов и, кроме того, обслуживает собственно Башкирию, а еще Мордовию и Пензенскую область. Г-н Поляев успокоил собравшихся: в его ведомстве охрана пассажиров организована четко и надежно. За девять месяцев этого года был зафиксирован лишь единичный случай нападения на пассажира. Самыми популярными в регионе маршрутами в 2013-м зарекомендовали себя Нурлатское (через Димитровград) и Инзенское (через Глотовку) направления. Здесь наполняемость поездов в дачный сезон составила 120 %. А летом из-за перегруженности составов были случаи, когда все желающие ехать просто не помещались в вагонах. Тут-то Игорь Геннадьевич и перешел плавно к проблемам своей компании, которые им создает правительство Ульяновской области. Башкортостанская пассажирская компания и так работает себе в убыток. А тут еще ульяновские чиновники пообещали направить на поддержку ОАО 80 миллионов рублей, но выделили пока лишь чуть больше половины обещанной суммы. Тогда как реальный объем убытков компании Поляева в нашем регионе составит 111 млн. рублей. В будущем году эта строка расходов по самым скромным прогнозам может достигнуть 193-х миллионов.
— Учитывая то, что величина тарифа на пригородные железнодорожные перевозки в Ульяновской области составляет 14 рублей на десять пассажирокилометров, а реальная себестоимость услуги – в три с половиной раза дороже, нам ничего не остается, кроме оптимизации затрат, – сетует Игорь Поляев. – Из 32-х действующих сегодня в сутки поездов придется оставить лишь 20 наиболее востребованных. Неплохим вариантом решения проблемы стало бы выделение регионом дополнительного автотранспорта, чтобы перевозить пассажиров от ключевых железнодорожных станций до конечных пунктов следования. Подобный опыт внедрен в Московской области и Германии, где хорошо зарекомендовал себя. Однако каждый понимает, что большинству ульяновцев не понравится необходимость оплачивать в дополнение к железнодорожным билетам еще и проезд в таких автобусах.
Разжалобить общественников попытался и гость из Самары – заместитель начальника Куйбышевской региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре Виктор Ломтев:
— Сегодня билет от Инзы до Сызрани на поезде стоит около 200 рублей, а на автобусе – вдвое больше, от Инзы до Ульяновска – 170 и 280, а от Ульяновска до Димитровграда – 100 и 150 рублей соответственно. При этом Правительством России принято решение в 2014 году сократить объем компенсации из федерального бюджета, выделяемой РЖД на организацию пригородных пассажирских перевозок, с 25 миллиардов до 12 с половиной миллиардов рублей. Значит, долги железнодорожников в будущем году вырастут вдвое. В связи с этим убедительно прошу Общественную палату Ульяновской области обратиться к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву с предложением сохранить существующий порядок субсидирования. Насколько мне известно, в проекте бюджета Ульяновской области 2014 года на поддержку ОАО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания» заложено всего 42 миллиона рублей. Мы вынуждены оптимизировать расходы, что уже сказывается на качестве предоставляемых услуг. К примеру, за 10 месяцев 2012 года по железной дороге перевезено около 1,1 миллиона пассажиров, а за аналогичный период текущего года – только 900 тысяч.
Отвечая на вопрос Вячеслава Яроша о том, каким образом компания-перевозчик могла бы выйти на безубыточную работу на территории региона, директор областного департамента транспорта и дорожного хозяйства Игорь Бычков пояснил, что для этого цены на билеты придется увеличить более, чем втрое, чтобы средняя стоимость поездки на пригородном поезде достигала 155 рублей. Комментируя просьбу железнодорожников увеличить расходы на пригородные перевозки из регионального бюджета, Игорь Юрьевич Бычков усомнился в возможности подобного шага, поскольку «Ульяновская область и так несет значительные траты».
Начальник отдела по работе с органами власти Куйбышевской железной дороги Виктор Мойсиевич, в свою очередь, обратился к ОП Ульяновской области с призывом предложить федеральному правительству страны ускорить принятие законопроекта «Об организации регулярного железнодорожного пассажирского сообщения в Российской Федерации», что позволит повысить качество обслуживания граждан в данной сфере. А ЗСО, по мнению Виктора Афанасьевича, следует вернуться к обсуждению возможности увеличения штрафов за безбилетный проезд в пригородных поездах.
Разруливать ситуацию предстоит созданной рабочей группе с участием представителей облправительства, ОАО «РЖД» и «Башкортостанская пригородная пассажирская компания».
Николай Владимиров