Вс. Сен 8th, 2024

Миллиардные долги «Металлоконструкции». СУ СК возбудил уголовное дело по факту неуплаты налогов

Один из крупнейших налогоплательшиков области вошёл в процедуру банкротства. Речь идёт о группе компаний «Металлоконструкция» Андрея Щербины — флагмане российского производства дорожных конструкций. Как крупная и успешная компания умудрилась задолжать миллиарды и нет ли в этой истории мошенничества и преднамеренного банкротства? Наша редакция начинает своё расследование.

Бизнес семьи Щербина начался в конце 90-х с небольшого советского завода по производству металлоформ для заводов по производству железобетонных изделий.  Как это часто было в то время, руководил им Александр Иосифович Щербина, что и дало ему преимущество в приватизации. Семья Щербина становится собственником завода. В начале нулевых Александр Иосифович и его сын Андрей, ставший руководителем предприятия, заходят на новый для России рынок оцинкованных барьерных ограждений для дорожного хозяйства. Фактически это стало золотоносной жилой для «Металлоконструкции».

Огромный спрос на эти конструкции привел к бурному развитию ульяновского предприятия. Затем были освоены и многие другие элементы дорожного хозяйства — световые опоры, гофротрубы, мостовые конструкции и сотни других.

«Металлоконструкция» начала открывать филиалы по стране и за границей, расширяя географию экспорта. Заводу с такими объемами стало тесно и началась покупка соседних предприятий. С приобретением КПД и УМЗ-2 «Металлоконструкция» стала одним из крупнейших заводов в области не только по выручке и уплаченным налогам, но и по территории. Андрей Щербина успевал не только руководить компанией, но и заниматься политикой в должности заместителя мэра Ульяновска.
Покупка УМЗ-2 открыла для Щербины рынок машиностроения. Практически сразу после покупки «Металлоконструкция» на мощностях УМЗ-2 начинает выпуск гусеничной сваебойной машины, так необходимой дорожникам при монтаже барьеров. Вроде даже на это были найдены немалые бюджетные средства.

Близкие и дружеские отношения Андрея Щербины с бывшим губернатором Морозовым нисколько не помешали ему наладить такие же близкие отношения и с новым губернатором Русских, а в особенности с н-ном Эделем. В процессе появились сообщения о намерении руководства Ульяновской области открыть огромный технопарк. Вроде даже на это были найдены немалые бюджетные средства.

В декабре 2023 года Заслуженный строитель Ульяновской области Андрей Щербина внезапно уезжает в заграничную командировку и не возвращается. Начинается коллапс предприятий.

Крупные и успешные заводы падают как карточный домик. Тогда это стало шоком для работников и контрагентов всей группы «Металлоконструкция».  Все происходящее казалось полным абсурдом. Пока не начинают прорисовываться контуры возможной гигантской аферы. Первой ласточкой стало требование ФНС России на сумму в 173 млн. рублей, выявленных в ходе налоговой проверки. Сумма – не сказать, чтобы большая для столь крупного предприятия, погасить ее можно было запросто. В том числе и за счет имущества, которое есть в собственности завода. Тем более, что представители налоговой службы просил изначально наложить арест на шесть земельных участков, стоимостью в 147 млн. рублей, но, суд, зная финансовые возможности «Металлоконструкции» налоговикам в этом отказал.

А дальше события начали разворачиваться стремительно: представители предприятия в суде сами признают банкротный иск фискалов, так что не стоит удивляться тому, что следом в Арбитраж прилетели требования банков. «Сбербанк России» выставил АО «КТЦ Металлоконструкция», КТЦ «Инжиниринг» и ТОО «КТЦ Казахстан» иск с требованием вернуть почти 2 млрд рублей, ООО «Альфа Банк»  — еще более 57 млн. рублей. Гигантские кредиты на миллиарды рублей.

Затем подтянулись поставщики заводов, у которых Щербина получал сырьё, материалы и комплектующие. Суммы там тоже астрономические. Только один московский металлотрейдер ООО «А Групп» требует с предприятия порядка 1,5 млрд. рублей. Завод задолжал ООО «Производственной фирме  ВИС» 235 млн. рублей, ООО «ЛидерГазДетектор»  — 69 млн. рублей, ООО «Промтехсервис» — 46 млн. рублей, ООО «Предприятие ПИК» – 29 миллионов… Количество кинутых контрагентов, равно как и сумма финансовых претензий растёт каждый день как на дрожжах. Закономерно, что ульяновский СУ СК возбудил уголовное дело по ст. 199 УК РФ по факту неуплаты налогов.

Но и это еще не все. 7 июня Арбитражный суд Ульяновской области принял к рассмотрению иск о банкротстве ООО «КТЦ Инжиниринг». ОООшка требует признать себя банкротом с суммой долга еще в более 1 млрд. рублей. Можно только представить, сколько в ближайшее время сюда набежит кредиторов.

А где же сам Андрей Щербина? По официальной версии — в Казахстане, вроде он так и не вернулся из командировки. Хотя наши источники на заводе, утверждают, что он может быть в Израиле или США. Вероятно, оттуда и пытается рулить «Металлоконструкцией»  через своих людей и арбитражных управляющих.

Одно из самых мощных и стратегически важных предприятий региона разгромлено и будет продано с молотка по частям. Бюджет недополучил сотни миллионов рублей налогов. С большой долей вероятности региональный бюджет вложился и в создание обещанного губернатором Русских технопарка, то есть фактически в никуда.

Еще одним ударом по «Металлоконструкции» стало включение его Антимонопольной службой России в Реестр недобросовестных поставщиков в декабре 2023-года. А это — жирный крест на участие предприятия в госзакупках в течение трех лет.

Редакция связалась с руководителем компании и получил коментарий:

— Да действительно сейчас нахожусь в командировке в дружественном Казахстане где тоже работает наше предприятие (т.к. с процедурой банкротства на ульяновское предприятие привлекать новые заказы стало сильно сложнее). Работаем. Выживаем. Формируем новые заказы для Ульяновска, чтобы гасить налоги в первую очередь, — заявил Андрей Щербина.

Что касается банкротства и многомиллиардных долгов, то, по словам директора предприятия, все проблемы предприятия являются следствием двух важных факторов: изменение рынка после событий 2022г и изменение кредитной политики банков. Когда ставки выросли в несколько раз. Вместо 5-7% годовых ставка выросла до 23-х

– Только в прошлом 2023 году я выплатил выплатил банкам 0.5 миллирда рублей, что стало критическим для завода, — говорит Щербина. — Наше предприятие всегда погасило все налоги, всегда работали для людей на благо жителей. Много лет входили в ТОП-5 налогоплательщиков Ульяновской области. Я возглавил предприятие, когда мне было 23 года! Оборот завода на тот момент составлял… 50 тыс рублей и долги по налогам!!! Через 10 лет мы развили его до 5 миллиардов. На сегодняшний день руковожу им уже 25 лет. То, что происходит сейчас для меня является личной трагедией, так как я лично знаю каждого рабочего. Наверное, сравнить это можно только очень серьезной болезнью своего ребенка…

По поводу задержки зарплаты. На сегодняшний день (июнь 2024) все долги по зарплате погашены в полном объеме. Это очень не просто, но мы стараемся. Одним словом, ситуация очень не простая, но я самый вовлеченные в процесс спасения предприятия человек. Очень надеюсь, что получится справиться. (На самом деле это общая проблема промпредприятий после изменения ставок по кредитам (примечание редакции)

Итак, что мы имеем в сухом остатке:

Ульяновская область лишилась крупного работодателя и налогоплательщика.

В Засвияжском районе опасный производственный объект с сотнями тонн кислоты и горячего цинка может остаться без серьёзного присмотра. Директор Щербина отсутствует с декабря прошлого года.

Государственный банк может оказаться «кинут» на миллиардные суммы классическим кидком с завышением стоимости активов и залога.

«Режиссер» идеи кайфует где-то за границей.

Есть способ вернуть деньги бюджету? Конечно, есть. Во-первых, в рамках возбуждённого уголовного дела объявить Щербину в международный розыск. Махинаторов с налогами не любят нигде. Как бы не были сложны международные отношения — выдадут за милую душу.

Во-вторых, начать процедуру розыска ВСЕХ активов Щербины и аффилированных лиц для привлечения их к субсидиарной ответственности  в рамках банкротства. Проще говоря, при таких обстоятельствах за миллиардные убытки Сбербанка будут платить не его клиенты, а сам Щербина.