Пт. Май 17th, 2024

Виктор Сидоренко: «Общественный транспорт Ульяновска встал на шпагат»

О необходимости принятия срочных решений по дальнейшей судьбе общественного пассажирского транспорта (ОТ), в конце прошлого года высказались депутаты  ЗСО, Счетная палата и Правительство Ульяновской области. Председатель профильного  комитета ЗСО Дмитрий Грачев предложил тогда закончить бурную дискуссию в стенах ЗСО и на страницах региональных СМИ и готовиться к более серьезному обсуждению в начале 2024 года. Свою точку зрения на ситуацию с работой общественного транспорта представил Председатель президиума «Транспортный экспертный  совет» Виктор Сидоренко:

Ожидания улучшения, требования исправить недостатки, выражение недовольства текущей работой ОТ носят постоянный  характер почти для всех регионов России. Это остро социальная услуга и поэтому столь заинтересованно  в ее судьбе участвуют пассажиры, а это большая часть населения страны. Услуга по перевозке пассажиров состоит из такого  множества составляющих его факторов, особенностей, зависимостей, что ждать в стране, а тем более регионе с достаточно средними экономическими показателями, только встающей на путь устойчивого экономического  развития, высокого качества услуг ОТ, преждевременно. Это, без налета обреченности и фатализма,  нужно понять и принять, как данность.

  Давайте разберем только с одним из факторов  – улично-дорожная сеть города, которая: постоянно требует сезонного ремонта; не соответствует количеству участников дорожного движения по пропускной способности;  входит в противоречие с интересами пешеходов, не стыкуется с классической и текущей градостроительной политикой и соответственно практикой. С другими факторами: финансовая обеспеченность; рынок труда; инфляция; рынок товаров, работ и услуг входящих в затраты услуг ОТ;  бюджетная обеспеченность  населения разбираться еще сложнее.

  На лицо классическая революционная ситуация между верхами и низами. Власть, отвечая по Закону за социальную услугу по перевозке пассажиров (оперативную миграцию), по ряду объективных причин не может обеспечить ожидания населения. В  свою очередь последнее не соглашается принимать предлагаемое состояние ОТ.  Однако, она – ситуация «противостояния», по нашему мнению, кроме объективных факторов, еще и  рукотворная.   Так важно не играть на зависимости и чувствах  населения, намеренно или по «глупости»,  в политических, карьерных и меркантильных целях. По нашему мнению, именно это происходит в Ульяновске последние годы. Имеющиеся проблемы и недостатки в работе ОТ, требующие принятия  конкретных решений, подменяются  информационной завесой.  Растет поток обещаний и планов со стороны власти (разработка новой маршрутной сети, создание транспортно пересадочных узлов, обновление транспортных средств и т.д.) и тут же обещания сопровождаются непримиримой критикой, угрозами и наказаниями  в адрес автотранспортных предприятий.  Претензии, заявления, протоколы, акты проверок, исковые заявления, судебные решения держат в нервно – психологическом напряжении перевозчиков и население, но  ровным счетом ни чего не меняют. Сама работа подменяется информационной трескотней  питающей кабинетные, административные игры. 

Хотя нет, как в калейдоскопе  быстро меняется галерея портретов руководителей подразделений организующих работу ОТ в городе.

И опять пример. Зачем в доклад Губернатора при принятии бюджета 2023 года вставили, подставив его, по нашему мнению,  слова: «Необходимо серьезно дофинансировать сферу транспортного обслуживания – эту абсолютно запущенную отрасль нужно в корне перестроить, превратив из дикого частного рынка в нормальную рабочую систему, насытив современным государственным транспортом». 

Во-первых, сегодня очевидно, что все финансовые планы по дофинансированию обрушились из –за отсутствия необходимых средств. Хотя, даже если бы они были, их бы потеряли, со слов  главы минфина Правительства Натальи Брюхановой  на заседании профильного комитета ЗСО,  в ПАТП – 1 -«бездонной бочке, которая из года в год требует все больше субсидий».

 Дело, конечно, не в форме собственности  хозяйствующего субъекта, а в эффективности работы. В экономике мультипликативный эффект-это экономический термин, обозначающий пропорциональную величину увеличения или уменьшения конечного дохода, которая возникает в результате вливания или изъятия капитала.

Властями десятилетиями  в государственные и муниципальные  предприятия  города власти  – инвестировали сотни миллионов рублей, которые, в конечном счете, ни как не влияли на объем и качество  оказываемых услуг. В лучшем случае ликвидировали  ситуационные финансовые провалы.

В эти же десятилетия коммерческий общественный транспорт без целевых бюджетных средств в виде: льготных кредитов, санаций, субсидий, субвенций, льгот не получал ни чего.  При этом продолжал и продолжает работать демонстрируя уникальную живучесть.

Во-вторых. Отрасль общественного пассажирского транспорта, как ни какая другая за регламентирована десятками  Законов, Приказов, норм и правил  на всех уровнях власти и сопровождается множеством контрольно надзорных органов, коих более двух десятков. Сами перевозчики являются субъектами предпринимательского права и налоговыми агентами, живущими в пространстве Закона.  Скажите, о каком диком  частном рынке говорит Губернатор?  По его словам следует, что все регламентные документы фикция, а надзорные и фискальные органы  симуляторы.  Они зря сидят  в теплых кабинетах и получают заработную плату, поскольку  результатом их многолетнего труда является дикий частный рынок.

И наконец, попытаемся ответить  на любимый русский вопрос – Что делать?,        Отечественная и мировая практика построившая, относительно устойчиво работающие системы ОТ базируется на двух подходах.

  1. Власть равно удаленна  от производственно  хозяйственной деятельности всех автотранспортных предприятий, независимо от их  форм собственности,  участвующих в обеспечении перевозки населения. Власть на одинаковых , конкурсных условиях, покупает услуги по перевозке населения на свободном, конкурентном рынке, уходя от бесконечного кормления неэффективных  предприятий.
  2. Власть берет на себя всю ответственность за финансовую, нормативную, технологическую , организационную, производственно – хозяйственную деятельность всего комплекса предприятий, участвующих и обеспечивающих перевозку населения .  Власть готова целиком брать на себя все риски и убытки избыточной и  высоко расходной системы ОТ.

Такой подход могла позволить себе Москва, создав качественную систему ОТ. Там  бюджет Москвы покрывает текущие затраты и растущие ежегодно  убытки ОТ измеряемые десятками миллиардов рублей. Кстати, пригород Москвы и область за этим высоким качеством пока не успевает

Приведенные подходы не противоречат текущему законодательству — Федеральному Закону об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами и наземным электрическим транспортом (трамвай, троллейбус).

В базовом Федеральном Законе № 220 «Об организации  регулярных перевозок пассажиров….»  вводятся понятия регулируемый и нерегулируемый тариф,  позволяющие  включить адекватные бюджетному потенциалу региона  механизмы финансового участия  бюджетов органов власти  в налаживании  устойчивой работы ОТ.  

Задача власти достигнуть баланса между интересами:  населения, способного «вытянуть» семейным бюджетом транспортные расходы; автотранспортных предприятий, удерживающих стабильность и качество услуг по перевозке пассажиров и  сжатыми возможностями  бюджетов органов власти. Не бегать по дорогам оформляя протоколы проверок, угрожать отзывом лицензий и свидетельств, не штрафовать за свое неумение руководить, не рапортовать на аппаратных об очередных мероприятиях, а принимать предметные, сущностные решения.. Задача власти выстроить экономические рычаги и мотиваторы через субсидии на покрытие разницы между тарифом и себестоимостью услуги, льготным кредитованием обновления подвижного состава, моральным поощрением за стабильную и качественную услугу.

Тесное финансовое сотрудничество с властью  позволяет перевозчикам постепенно поднимать налогооблагаемую базу, возвращая бюджету  часть получаемых финансовых средств.

Учитывая скромные возможности бюджета города, благоприятный финансовый  коридор  следует выстраивать  для самых востребованных,  градообразующих маршрутов, перевозящих большую часть населения из крупных жилищных массивов и микрорайонов .

Все соседние регионы, насколько можно судить, справляются с проблемами ОТ лучше нас и уж точно не забалтывают их. При необходимости банкротят неэффективные предприятия, приватизируют непрофильные активы, поднимают тарифы при росте себестоимости услуг, закладывают в бюджеты реальные средства на поддержку ОТ. Поднимая стоимость тарифов на услуги ОТ, они честно меняют приоритет в расходах семейного бюджета и  при этом уменьшают потери — энтропию бюджета региона,  Так, применяя комплекс реальных мер,  они  сохраняют  работоспособность основного каркаса  ОТ.

фото ul.aif.ru