Учетно-регистрационная дисциплина – это внутренний контроль за соблюдением законности
Одним из инструментов контроля является «телефон доверия», позвонив по которому любой гражданин может оставить информацию, в том числе и по непринятому у него ранее заявлению. Такие телефоны есть в каждом территориальном органе внутренних дел области, кроме того, он включен в систему «горячей линии МВД России». Его номер 8 (8422) 67-88-88.
Учетно-регистрационная дисциплина, что это, и как она отражается в повседневной работе сотрудников полиции? На эти и многие другие вопросы ответил начальник УМВД России по Ульяновской области генерал-майор полиции Андрей Васильевич Мишагин.
— Андрей Васильевич, расскажите, что такое учетно-регистрационная дисциплина и для чего она нужна в органах внутренних дел?
— В настоящее время в системе органов внутренних дел Российской Федерации одним из основных приоритетов определено такое направление деятельности, как учетно-регистрационная дисциплина. Ее укрепление, как элемент обеспечения конституционных прав личности на государственную защиту, является основой управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел всех уровней. Согласно Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления с коллективным или индивидуальным заявлениями. Преступления являются наиболее тяжкими нарушениями закона, поэтому порядок разрешения сообщений о них особо регламентируется законодательством, ведомственными актами, а соблюдение законности при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях являются определяющим критерием оценки оперативно-служебной деятельности.
— Кто принимает и куда передаются сообщения о преступлениях
или правонарушениях?
— Все поступающие сообщения о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, вне зависимости от места и времени х совершения, полноты содержащихся в них сведений и формы представления, круглосуточно принимаются и регистрируются в дежурных частях органов внутренних дел области. Сообщения либо заявления также обязан принять любой сотрудник полиции, который не вправе отказаться под предлогом обслуживания другой территории, малозначительности ущерба, отсутствия перспектив на раскрытие и др. Отказ или препятствование в регистрации заявления граждан сотрудниками полиции является грубым должностным проступком. Полученные сотрудником сообщения передаются в дежурную часть для незамедлительной регистрации.
— Законом определены сроки рассмотрения заявлений и сообщений
о преступлениях?
— Соблюдение сроков рассмотрения заявлений и сообщений
о преступлениях -является одной из гарантий обеспечения прав и законных интересов личности. Каждое заявление должно быть рассмотрено в установленный законом срок, с обязательным уведомлением заявителя о принятом решении. Например, по сообщению о преступлении отведен трехдневный срок для принятия решения. Вместе с этим, в определенных законом случаях, срок рассмотрения может быть продлен до десяти суток, а при необходимости проведения документальных проверок, ревизий, экспертиз или оперативно-розыскных мероприятий – до 30 суток.
— Как осуществляется контроль за учетно-регистрационной дисциплиной?
— Своевременная и полная регистрация, оперативная проверка
и реагирование на информацию о преступлениях, а также правильность ее разрешения, во многом зависят от надлежащей организации процесса контроля в органах внутренних дел. С целью недопущения нарушений порядка приема, регистрации и рассмотрения заявлений и сообщений, пристальное внимание руководства УМВД России по Ульяновской области и его территориальных органов уделяется изучению личным составом нормативных актов, регламентирующих учетно-регистрационную дисциплину. Для проведения занятий приглашаются представители прокуратуры, суда, следственного комитета, других правоохранительных и контролирующих органов. Как в Управлении, так и на местах, существует специальная комиссия, члены которой проводят сверки с учреждениями здравоохранения, образования, военкоматами, банками, страховыми компаниями, иными государственными органами и крупными хозяйствующими субъектами на предмет получения, регистрации и проверки информации о признаках преступлений и правонарушений. На постоянной основе ими контролируется проведение проверок и принятие решений подчиненными сотрудниками.
— Кому можно обжаловать неправомерные действия должностных лиц органов внутренних дел?
— В соответствии с законодательством с жалобой на неправомерные действия сотрудников ОВД следует обратиться в адрес руководства территориального органа либо вышестоящего подразделения МВД (то есть жалоба на действия сотрудников территориального органа внутренних дел может быть подана на имя руководителя территориального отдела, начальника УМВД России по Ульяновской области, Министра внутренних дел Российской Федерации). Кроме того, действия сотрудников ОВД могут быть обжалованы в прокуратуру либо в суд.
— Какие меры принимаются при выявлении нарушений?
— При выявлении нарушений учетно-регистрационной дисциплины,
в том числе связанных с отказом в принятии или регистрации заявления (сообщения) от гражданина, необоснованным принятием решения при рассмотрении сообщения гражданина о преступлении или правонарушении, нарушением сроков проверки, принимаются меры по их устранению и недопущению аналогичных фактов в дальнейшем, в том числе рассматривается вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, их допустивших. В то же время, эффективность работы сотрудников полиции напрямую зависит и от того, насколько активно граждане будут сообщать об известных им фактах преступной деятельности. Лишь своевременное сообщение в полицию о совершенных противоправных деяниях позволяют правоохранителям действовать быстро, эффективно, раскрывать по горячим следам преступления и задерживать подозреваемых. Однако необходимо помнить, что за заведомо ложный донос и дачу заведомо ложных показаний предусмотрена уголовная ответственность. Также важное значение имеет качественное и своевременное исполнение различных запросов заинтересованными участниками разбирательства. Ведь отсутствие тех или иных документов, имеющих существенное значение для принятия законного решения, может привести к увеличению сроков проверки, вынесению (в связи с окончанием сроков проверки) постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. С целью сокращения таких фактов при направлении запросов юридическим и физическим лицам разъясняется существующая административная ответственность за неисполнение или несвоевременное их исполнение.
В заключении хотелось бы упомянуть еще об одном из инструментов контроля – это «телефон доверия», позвонив по которому любой гражданин может оставить информацию, в том числе и по непринятому у него ранее заявлению. Такие телефоны есть в каждом территориальном органе внутренних дел области, кроме того, он включен в систему «горячей линии МВД России». Его номер 8 (8422) 67-88-88. Граждане должны доверять полиции, а задача сотрудников полиции сделать так, чтобы это доверие возрастал.