Чт. Сен 12th, 2024

Александр Назаров. Опасный враг Рейха

В Ульяновске на доме № 5 по улице Карла Либкнехта имеется мемориальная доска со скромной надписью: «Здесь жил генерал-майор А.В. Назаров, участник Великой Отечественной войны, с 1957 по 1980 год начальник УКГБ по Ульяновской области». Герой Великой Отечественной родился 9 октября 1917 года в деревне Махоровка Донецкой области, но с 1956-го его местом жительства и работы стала Ульяновская область. С 1957 по 1980 годы Александр Назаров возглавлял Управление КГБ СССР по Ульяновской области, а впоследствии неоднократно избирался депутатом Ульяновской области, Совета депутатов трудящихся, членом бюро обкома КПСС.

Жизнь этого человека, как яркие страницы большой книги: ученик повара, кровельщик, студент рабфака и института, курсант школы НКВД, помощник оперуполномоченного, в годы Великой Отечественной войны – разведчик-нелегал, руководитель разведывательно-диверсионной группы, командир партизанского отряда, а затем спецбригады имени Дениса Давыдова. После войны, имея за спиной богатый опыт чекистской работы, он прошел путь от майора до генерала, стал начальником УКГБ по Ульяновской области, умело руководил коллективом Управления почти четверть века. Был бессменным членом бюро обкома и депутатом облсовета. Люди уважали генерала, верили ему, обращались к нему за помощью и советом.

Воспоминаниями о том, каким в жизни был Александр Назаров, делится заместитель председателя совета ветеранов УФСБ России по Ульяновской области, почётный сотрудник госбезопасности, подполковник в отставке Анатолий Лихарев. Ему посчастливилось в течение 17 лет работать под руководством Назарова, около четырех лет ежедневно общаться с ним по делам службы и хорошо узнать, а позднее — изучать архивные материалы о нём и его работе в органах безопасности.

— Хотелось бы рассказать о том, как в 1941 году Назарова, резидента органов госбезопасности, в особом отделе НКВД приняли за немецкого шпиона, — рассказывает Анатолий Лихарев. — А дело было так. Александр Владимирович после выполнения разведывательного задания в тылу немецких войск возвращался в штаб Калининского управления НКВД, которое дислоцировалось в городе Торопце Калининской области, так как областной центр был захвачен оккупантами. Когда Назаров с другим офицером переходили линию фронта, они переправлялись через реку Ловать и были задержаны пограничниками. При Назарове обнаружили паспорт на имя гражданина Петрова Владимира, военный билет, справку о судимости, два пистолета и гранату. Его приняли за агента германской разведки. Поместили в фильтрационный лагерь, где находились перебежчики, дезертиры, бандиты, настоящие вражеские шпионы и диверсанты.

Обстоятельства складывались явно не в пользу резидента Назарова. Документы, которые были изготовлены для защиты от ищеек гестапо, подкреплявшие его легенду о бывшем заключенном, человеке обиженном и настроенном против советской власти, теперь обернулись против него. Допросы были жесткие, перекрестные. Следователи требовали рассказать правду о том, как Петров стал шпионом, грозили судить его по законам военного времени. И хотя он назвал свой пароль сотрудника госбезопасности, резидента, назвал настоящую фамилию, ему не верили, с усмешкой заявляли, что сейчас половину задержанных шпионов немцы направляют в наш тыл под видом милиционеров и чекистов. Кто знает, чем бы закончилось дело, если бы не господин случай!

В это время в лагерь прибыл начальник разведки, который знал Назарова. Увидев его, он дал команду немедленно освободить чекиста. Александр Владимирович в своих мемуарах писал: «Этот случай стал для меня большим жизненным уроком. Он еще раз наглядно и убедительно показал, что чекисту надо быть готовым к самым неожиданным поворотам, иметь крепкие нервы и выдержку».

По прибытии в УНКВД Назаров за успешное выполнение задания, за полученные ценные сведения был повышен в должности и получил очередное звание. Он активно включился в формирование диверсионных групп для действии в тылу врага, для оказания помощи Калининскому фронту.

О результатах их боевой деятельности можно судить по сводкам того времени: «С 15 июля по 1 ноября 1942г. 7 спецгрупп совершили 62 рейда через линию фронта в тыл врага. Они подорвали 36 воинских эшелонов противника с живой силой, техникой и боеприпасами, взорвали 8 железнодорожных мостов; в сельских гарнизонах уничтожено около 400 солдат и офицеров, до 40 немецких пособников».

НЕМЦЫ ЗА ГОЛОВУ НАЗАРОВА ОБЕЩАЛИ НАГРАДУ В 250 ТЫСЯЧ МАРОК

В июне 1943 году Центр и командование Калининского фронта приняли решение о назначении старшего лейтенанта Назарова командиром бригады спецназначения, в состав которой входило несколько чекистских опергрупп и партизанских отрядов. А 21 июля 1943г. на планерах он был уже переброшен в тыл противника и находился там до 8 августа 1944 г. Бригада вела разведывательную работу, совершала диверсионные акты, участвовала в боях с оккупантами, особенно с карательными подразделениями СД и полиции на территории Калининской, Новгородской областей, соседних районов Белоруссии и Латвии. О боевых делах бригады и ее командире можно судить по аттестации А.В. Назарова в конце декабря 1943г.: «Тов. НАЗАРОВ дважды находился в тылу врага со специальным заданием, при его выполнении показал себя смелым и находчивым в борьбе с немецкими захватчиками».

С августа 1943 года снова находился в тылу противника, являясь начальником оперативной группы 4 (бригады) Управления НКГБ. За это время получено много важной развединформации, выявлены десятки немецких разведчиков и предателей Родины, подорвано 8 эшелонов противника, сбит двухмоторный, самолет и подорваны две автомашины с солдатами и офицерами.

В Латвии на железной дороге Москва-Рига, между станциями Идрица и Зилупе, подорвано 12 эшелонов, уничтожено при этом более 120 вагонов с живой силой и техникой.

В октябре месяце 1943 года за образцовое выполнение заданий правительства по охране государственной безопасности в условиях военного времени награжден орденом «Красная Звезда». Заслуживает присвоения внеочередного звания – КАПИТАН».

Гитлеровские оккупанты сразу почувствовали размах дерзких боевых операций и маневренных рейдов бригады Назарова по своим тылам. Ее активность вызвала тревогу у самого рейхсфюрера СС Гиммлера и гауляйтера Белоруссии и Прибалтики Коха. Они потребовали от полиции и гестапо обезглавить бригаду, ликвидировать ее командиров — «бандитов». Командующий полиции безопасности и СД Белоруссии штандартенфюрер СС Эрлингер в своей директиве начальникам полиции Латвии и Остландии указывал: «…Выявлена рейдирующая бригада особого назначения НКВД. Предполагаемые операции бригады: диверсии, а также захват высших чинов Рейха. Командир бригады полковник НКВД Руднев (Назаров). Опытный разведчик. Опасный враг Рейха. Коммунист. Учитывая предложение рейхсфюрера СС, вывесить объявления о вознаграждении за поимку Назарова и других сталинских вожаков-бандитов по 250 тысяч марок за голову каждого».

Как видно из директивы, у страха глаза велики. 25-летний Назаров представлен матерым полковником, а численность бригады, ее вооружение сильно преувеличены. Но недаром партизаны-чекисты дали ей имя прославленного героя Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова. Бригада воевала не числом, а умением. Молодой командир нередко сам садился за разработку наиболее ответственных и трудных операций, когда Центр требовал в срочном порядке добыть «языка» или получить новую информацию о планах противника.

Например, успешно была проведена операция по захвату автомашины, в которой находились важные чины СД и СС с совершенно секретными документами и картой оборонительных укреплений в Прибалтике. Москва высоко оценила добытую информацию.

К началу 1945 г. враг был отброшен за пределы нашей Родины. Немецкая группировка в Прибалтике оказалась в «котле». Бригада к этому времени влилась в состав Красной армии. Ее командир стал работать в другом направлении в Калининском Управлении НКГБ, а затем в Кемерово. Весной 1956 года А.В. Назаров был переведен в Ульяновск на должность заместителя начальника УКГБ, а через год стал руководителем Управления.

Александр Владимирович любил вспоминать, пожалуй, один случай, когда он встречался с председателем КГБ СССР Юрием Андроповым в связи с созданием на строящемся в Ульяновске авиационно-промышленном комплексе подразделения УКГБ для обеспечения его безопасности как объекта стратегического назначения.

Когда председатель КГБ ознакомился с проектами по предлагаемым штатам отдела, а там была названа приличная цифра, он улыбнулся и сказал: «Александр Владимирович, мы с вами бывшие партизаны и знаем, что воюют не числом, а уменьем. Берите любую половину из вашего документа, хоть правую, хоть левую», — внес корректировку и поставил свою подпись.

За заслуги перед Родиной генерал был награжден шестью орденами и многими медалями. В музее УФСБ имеются многочисленные документальные материалы, рассказывающие о жизни и боевых подвигах Александра Назарова. Он является достойным примером служения Родине.