«УльГЭС» режут по живому. Предприятие лишают зарплат, премиальных, столовой и профсоюзных «коврижек»
Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области под руководством уже и.о. руководителя Галины Добровольской готовится принять нормативный акт, благодаря которому МУП «УльГЭС» может смело себя объявлять банкротом. Региональная власть своими действиями, по сути, лишает муниципальное предприятие порядка 150 млн. рублей необходимой валовой выручки (НВВ), якобы, незаконно выданной предприятию за прошлые три года. Cитуация, более чем скандальная: тарифы МУПу устанавливали чиновники Агентства, но расплачиваться будет МУП. И вновь никакой персональной ответственности со стороны власти, хотя все происходящее тянет на уголовку и дисквалификацию отдельных чиновников регионального ведомства. В целом же, оценивая ситуацию на муниципальном предприятии и предстоящее решение Агентства, можно предполагать о преднамеренном введении предприятия в банкротство с целью его дальнейшей продажи в «элитные» руки. То, к чему МУП вела команда Морозова-Панчина, и, по всей видимости, приведет команда Русских-Болдакина.
Новый Приказ, которым исключаются якобы необоснованные порядка 150 млн. рублей за три последних года, которые получал МУП «УльГЭС» в виде НВВ, чиновники Агентства, прикрывшись очередным предписанием ФАС России, готовят к принятию уже сегодня. Федеральные антимонопольщики, проведя очередную проверку в установлении тарифов супер-экспертами регионального Агентства, вновь выявили многочисленные нарушения. Что, в общем-то, не нонсенс: об установлении тарифов с явно коррупционной составляющей в пользу определенных сетевых компаний Ulnovosti.ru писали неоднократно, начиная с 2019 года, когда ФАС России впервые выявил нарушений на сумму порядка 2 млрд. рублей.
Не дожидаясь очередного Приказа, МУП «УльГЭС» вышел в Ульяновский областной суд и теперь пытается опротестовать сразу пять (!!!) нормативных актов, принятых великими спецами Агентства за 2023-2024 годы. Наблюдательную позицию в суде заняла областная прокуратура.
Основная претензия экспертов ФАС России по итогам проверки 2023 года сводится к тому, что еще в 2019-2020-ых годах своими многочисленными приказами тогда еще Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области при установлении МУПу долгосрочных параметров регулирования на 2020-2024 годы, неверно определило базовый уровень подконтрольных расходов. Отсюда, установление на протяжение всех последующих трех лет с нарушениями НВВ.
В Агентстве решили не заморачиваться, пересчитав базовый уровень с учетом предписания ФАС. В итоге, общая сумма так называемых «переплат» «УльГЭСу», по подсчетам супер-экспертов, вылилась в кругленькую сумму на порядка 150 млн. рублей. Которые с июля у «УльГЭСа» готовятся вычесть из НВВ 2024-го года, тем самым оставляя предприятие «без штанов». Новоиспеченный руководитель Агентства Галина Добровольская, вместо того, чтобы разгрести подведомственное себе «болото», распрощавшись с уже замазанными по уши в коррупции отдельными чиновниками, пошла у них на поводу.
Резать, как говорится, начали буквально по живому. Пересмотр уровня подконтрольных расходов у «УльГЭСа» коснулся таких параметров, как: расходы на оплату труда, подконтрольные расходы из прибыли и расходы на коммунальные услуги. По мнению юристов МУПа, расчет на оплату труда при определении базового уровня подконтрольных расходов, производился исходя из положений Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ и на основании положений Коллективного договора. Таким образом, при определении затрат по статье «Расходы на оплату труда» размер минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда составлял 9 710,89 руб.
Позиция ФАС России – МУП «УльГЭС» является сетевой организацией, а соответственно расчет зарплат должен производиться на основании Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике РФ. А согласно ему размер минимальной месячной ставки рабочих первого разряда на 2020 год значился чуть более 8 тыс. рублей. Но и тут как минимум есть два огромных нюанса. Один — юридический: МУП «УльГЭС» в реестре организаций, присоединившихся к Отраслевому тарифному соглашению в электроэнергетике не значится. Следовательно, и положения данного соглашения не могут применяться при определении расходов на оплату труда, включаемых в НВВ. И второй, — экономический: несмотря на что, что размер минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда в сфере ЖКХ выше примерно на тысячу рублей, тарифный коэффициент, являющийся одним из множителей, благодаря которому подсчитывается итоговая сумма затрат для подсчета подконтрольных расходов, кратно ниже тому, что рассчитывается в отношение компаний, являющихся сетевыми. Таким образом, если все пересчитать, то это Агентство на протяжение всех последних трех лет недодавало МУПу положенных ему средств в виде НВВ. Что может вылиться в недоплату в размере сотен миллионов рублей. Но эксперты Агентства, применив позицию ФАС России и уровняв МУП «УльГЭС» к сетевым организациям, взяв средний размер минимальной месячной ставки рабочего в 8 тыс. рублей при перерасчете, применили тарифный коэффициент тот же, минимальный, касающийся предприятий сфера ЖКХ. Именно на эту ошибку, допущенную чиновниками Агентства в последнем заседании указали представители «УльГЭСа».
Вслед за зарплатой Агентством произведено снижение процента премирования с 85% до 75%, как это полагается сетевым организациям. Но при таком раскладе, это снижение противоречит подписанному еще в 2019 году коллдоговору. Да и, если внимательнее почитать официальный документ Отраслевого тарифного соглашения в сфере электроэнергетике, то в нем четко написано: «в состав средств, направляемых на премирование работников, доплат, надбавок и других выплат в части средств на оплату труда, включаются премии … в размере НЕ МЕНЕЕ 75% тарифной составляющей расходов…». Следовательно 75% является минимальным значением размера текущего премирования и нигде не указано, что запрещено премировать на большую сумму. Но в Агентстве думают и считают всегда как-то иначе. Так, чтобы отрезать у одних в пользу «своих».
Аналогичным образом, из НВВ МУПа исключили в полном объеме расходы на перечисления профсоюзу средств в размере 0,5% от Фонда оплаты труда. То есть еще минус 1 млн. 100 тыс. рублей, расходы на содержание спорткомплекса и всевозможные оздоровительные мероприятия сотрудников, затраты на содержание столовой… В общем, всю социалку. Хотя все это подтверждено в тарифном деле официальными документами: коллдоговором, программой «Забота», касающейся соцподдержке не только работников предприятия, но и пенсионеров… Сложив в конечном итоге все эти якобы нарушения, которые Агентство все эти годы и устанавливали, из НВВ «УльГЭСа» за 2020-2023 годы теперь те же самые чиновники решили исключить сумму в размере 145 млн. 715 тыс. рублей из НВВ на 2024 год. Сумму, из-за которой в МУПе впору объявлять массовое увольнение человек так в 200, закрывать столовую, сворачивать все социальные программы и объявлять себя банкротом, поднимая руки вверх и сдаваясь с потрохами свои кредиторам.
А что чиновники Агентства? А они все на месте, кроме уволившегося с формулировкой по собственному желанию руководителя Агентства Сергея Курбатова после коррупционного скандала с незаконным регулированием «Энергомодуля», хотя уволить его должны были, заковав в наручники.
Удивительной выживаемостью может похвалиться лишь Сергей Ципровский, спрятавшийся на должности зам руководителя Агентства после скандала и проверки ФАС России 2019-го года, но от смены должности его роль «серого кардинала», определяющего какой сетевой компании и сколько выдать НВВ, не изменилась. Явно не без его участия в этом году регулировался и «Энергомодуль», и другие сетевые компании, в отношение которых ФАС России из года в год выявляет нарушения. В 2021-2022 годах Сергея Ципровского уже пытались привлечь к административной ответственности по ч. 2 ст 14.6 КоАП РФ по жалобе начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России Воронина вплоть до дисквалификации.
Как было установлено проверкой Федерального антимонопольного органа, при установлении (корректировке) тарифов на тепловую энергию для ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ» на 2021 год требования ООО «НИИАР-ГЕНЕРАДИЯ» об учете расходов по статье «Корректировка необходимой валовой выручки за 2019 год» Агентством были не учтены. А сколько за прошлые годы было таких нарушений! Но с Ципровского, равно как и с остальных чиновников Агентства все как «с гуся вода». От безнаказанности Агентство превратилось в ООО по установлению цен и тарифов, куда пинком ноги открывали двери Чепухин, саплевский финансист Ефимов и еще весьма небольшой круг лиц, для которых эксперты Агентства были наиболее лояльны, нежели к стратегически важному предприятию МУП «УльГЭС».
В судебном заседании юрист регионального Агентства по ценам и тарифам откровенно «плавает» и уже третье заседание не может предоставить четкий отзыв на исковые требования представителей МУПа. Судья Ульяновского областного суда Трофимова, понимая важность будущего решения, пытается докопаться до истины и требует у Агентства все Акты, предписания со стороны ФАС, тарифные дела за все прошлые годы, начиная с 2019-го. На что юрист Агентства в суде прямо заявила о том, что не факт, что отдельные документы, к примеру АКТ о результатах плановой проверки ФАС России за 2019 год у них вообще существует. А если и есть какое-то, то в вордовском формате и не факт, что окончательное и правильное. После такого ответа, наблюдая за процессом, можно только представить, какой бардак творится в региональном ведомстве, распределяющего ежегодно порядка 5 млрд. рублей тарифных денег.